СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ

 

ПРИВИВАЕМ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ

1.      Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет в школу, умея читать. В 5—6 лет учиться читать легче, чем в 7—8 лет.

2.      Терпеливо помогайте ребенку, если у него не­достаточная скорость чтения.

3.      Обучая детей чтению, опирайтесь на их интере­сы. Ребенок, которого учили читать принудитель­но, неохотно пользуется этим своим умением.

4.      Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

5.      Рассказывайте детям сказки.

6.      Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

7.      Читайте сами — пусть ребенок видит, что сво­бодное время мама и папа проводят не только у телевизора.

8.      Не всегда спешите сразу отвечать на де­тские вопросы — посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.

9.      Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

10.  Старайтесь приобретать и дарить детям хоро­шие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.

11.  Вместе с ребенком создавайте такую библио­теку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.

12.  Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте кни­ги, обсуждайте прочитанное.

13.  Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

 

ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ КНИГОЙ

1.    Рассмотри обложку книги.

2.    Прочитай фамилию  автора и  название произведения.

3.    Внимательно рассмотри иллюстрации, пе­релистывая книгу.

4.    Определи примерное содержание книги.

5.    Самостоятельно прочитай рассказ (стихо­творение, сказку и т.д.).

 

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД КРАТКИМ ПЕРЕСКАЗОМ

1.    Раздели рассказ на смысловые части.

2.    Перечитай рассказ  по  частям,  составь
мысленно картины по его содержанию.

3.    В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения).

4.    Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).

 

ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА РАССКАЗА

1.    Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

2.    О чем говорится в начале рассказа?

3.    Какие события описаны дальше?

4.    Чем заканчивается текст?

5.    Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием).

6.    Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

7.    Перечитай их, скажи своими словами, о чем говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.

8.    Запиши свой заголовок к каждой части.

9.    Проверь себя по книге, определи, отража­ет ли заголовок главное. Не повторяется ли на­звание, не пропущено ли что-либо важное.

 

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД СКАЗКОЙ

1.    Как называется сказка, кто ее сочинил?

2.    Перечитай сказку. Как ты думаешь, ка­кая она (бытовая, волшебная, о животных)?

3.    Кто в сказке действует? Какие это ге­рои?

4.    Какие события описываются в сказке?

5.    Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6.    Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.

7.    Как относится автор к своим героям?

8.    Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?

 

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПИСЬМУ ПО ПАМЯТИ

1.    Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов (спроси у учителя, у родителей, посмотри в словаре).

2.    Найди буквы, которые нужно проверить или запомнить.

3.    Выучи текст наизусть.

4.    Еще раз прочитай текст.

5.    Закрой книгу и напиши.

6.    Проверь: прочитай каждое слово в тетради, затем это же слово в учебнике.

 

КАК НАУЧИТЬСЯ СПИСЫВАТЬ ТЕКСТ

1.    Прочитай текст. Выясни смысл прочитанного и смысл непонятных слов (спроси у учителя, посмотри в словаре).

2.    Прочитай текст еще раз, посмотри на трудные для написа­ния слова, проговори их вслух по слогам, постарайся запомнить.

3.    Пиши, диктуя себе, трудные слова по слогам.

4.    Проверь. Прочитай предложение в тетради (трудные сло­ва по слогам) и это же предложение (трудные слова по слогам) в учебнике.

 

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПИСЬМУ ПОД ДИКТОВКУ

1.    Прочитай текст. Выясни смысл прочитанного.

2.    Выясни смысл непонятных слов (спроси у того, кто будет диктовать, или посмотри значение этого слова в словаре).

3.    Прочитай текст еще раз ВНИМАТЕЛЬНО. Посмотри на трудные для написания слова, найди орфограммы, подбери про­верочные слова. Запомни написание таких слов.

4.    Непроверяе­мые слова проговори по слогам. Их  запомни!

 

ТИПЫ ТЕКСТОВ

ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ

Отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ? (говорится о разви­тии действия: что было вначале, потом, затем и нако­нец).

Имеет 3 части:

а) вступление — завязку (завязывается действие);

б) основную часть (развитие действия и кульминацион­ный момент — самый яркий момент в повествовании);

в) заключение — развязку (результат развития события,  заключительный момент, вывод).

ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ

Отвечает на вопрос: КАКОЙ? (признаки предмета).

Имеет 3 части:

а) вступление (предмет описания: предметы, люди, животные, природа);

б) основную часть (описание предмета, его признаков);

в) заключение (отношение к предмету описания).

ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ

Отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ? (причинно-следственные связи).

Имеет 3 части:

а) вступление (тезис);

б) основную часть (доказательства);

в) заключение (вывод).