СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ
ПРИВИВАЕМ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ
1. Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет в школу, умея читать. В 5—6 лет учиться читать легче, чем в 7—8 лет.
2. Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
3. Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
4. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
5. Рассказывайте детям сказки.
6. Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
7. Читайте сами — пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
8. Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы — посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
9. Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
10. Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.
11. Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
12. Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
13. Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ КНИГОЙ
1. Рассмотри обложку книги.
2. Прочитай фамилию автора и название произведения.
3. Внимательно рассмотри иллюстрации, перелистывая книгу.
4. Определи примерное содержание книги.
5. Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.).
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД КРАТКИМ ПЕРЕСКАЗОМ
1. Раздели рассказ на смысловые части.
2.
Перечитай рассказ по частям,
составь
мысленно картины по его содержанию.
3. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения).
4. Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).
ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА РАССКАЗА
1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
2. О чем говорится в начале рассказа?
3. Какие события описаны дальше?
4. Чем заканчивается текст?
5. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием).
6. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
7. Перечитай их, скажи своими словами, о чем говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.
8. Запиши свой заголовок к каждой части.
9. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД СКАЗКОЙ
1. Как называется сказка, кто ее сочинил?
2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?
3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.
7. Как относится автор к своим героям?
8. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПИСЬМУ ПО ПАМЯТИ
1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов (спроси у учителя, у родителей, посмотри в словаре).
2. Найди буквы, которые нужно проверить или запомнить.
3. Выучи текст наизусть.
4. Еще раз прочитай текст.
5. Закрой книгу и напиши.
6. Проверь: прочитай каждое слово в тетради, затем это же слово в учебнике.
КАК НАУЧИТЬСЯ СПИСЫВАТЬ ТЕКСТ
1. Прочитай текст. Выясни смысл прочитанного и смысл непонятных слов (спроси у учителя, посмотри в словаре).
2. Прочитай текст еще раз, посмотри на трудные для написания слова, проговори их вслух по слогам, постарайся запомнить.
3. Пиши, диктуя себе, трудные слова по слогам.
4. Проверь. Прочитай предложение в тетради (трудные слова по слогам) и это же предложение (трудные слова по слогам) в учебнике.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПИСЬМУ ПОД ДИКТОВКУ
1. Прочитай текст. Выясни смысл прочитанного.
2. Выясни смысл непонятных слов (спроси у того, кто будет диктовать, или посмотри значение этого слова в словаре).
3. Прочитай текст еще раз ВНИМАТЕЛЬНО. Посмотри на трудные для написания слова, найди орфограммы, подбери проверочные слова. Запомни написание таких слов.
4. Непроверяемые слова проговори по слогам. Их запомни!
ТИПЫ ТЕКСТОВ
ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ
Отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ? (говорится о развитии действия: что было вначале, потом, затем и наконец).
Имеет 3 части:
а) вступление — завязку (завязывается действие);
б) основную часть (развитие действия и кульминационный момент — самый яркий момент в повествовании);
в) заключение — развязку (результат развития события, заключительный момент, вывод).
ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ
Отвечает на вопрос: КАКОЙ? (признаки предмета).
Имеет 3 части:
а) вступление (предмет описания: предметы, люди, животные, природа);
б) основную часть (описание предмета, его признаков);
в) заключение (отношение к предмету описания).
ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ
Отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ? (причинно-следственные связи).
Имеет 3 части:
а) вступление (тезис);
б) основную часть (доказательства);
в) заключение (вывод).