Психолого-педагогическая компетентность учителя
Е.Селезнева, психолог
Профессиональную
компетентность определяют как
профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению
задач и обязанностей по занимаемой должности
«Сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного
труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений.
Учитель в совершенстве владеет предметом, понимает предмет
на уровне последних научных достижений и проблем. Но, кроме этого, он должен владеть
организаторскими умениями, пониманием философии своей профессиональной
сферы и психологии человека, уметь руководить проектной деятельностью,
осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и
т.д.».
Кандидат психологических наук Д.А.Иванов
В первую очередь выделим различия между понятиями : компетентность
и компетенция.
«Компетентность
– осведомлённость, авторитетность;
компетенция – круг вопросов,
явлений, в которых данное лицо обладает
авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий»
- толковый словарь под редакцией Д.И.
Ушакова, где авторы словаря впервые попробовали выделить разницу понятий.
Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость. Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности. (Соответсвенно это и умения и навыки, приобретенные в ходе учебы).
Психологи Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн выявляли
основы психолого- педагогической компетентности учителя
Пример-тест: как вы считаете: К детям в большей степени, чем юношам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании?
Кто ответил ДА –не верно, т.к. неверно трактуется «индивидуальный подход»-воспринимая его как «опеку» (юноши взрослее, поэтому их нужно меньше опекать).
2. социально-психологические знания -об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения).
3. аутопсихологические -знания о достоинствах и недостатках собственной
деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять
своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не
разрушительный характер;
Рассмотрим несколько определений, обозначенных психологами.
1. По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его
теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической
деятельности. Компетентность учителя
трактуется, как способность личности на разном уровне решать различные типы
педагогических задач.
2. Лукьянова М.И. под психолого-педагогической компетентностью учителя понимает совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.
В педагогической
науке понятие Психолого-педагогическая
компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная
совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств
учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и
воспитания учащихся.
Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях:
1.педагогический такт
- это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых
разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся
2.наблюдательность;
3.способность и желание работы с
детьми
4.заинтересованность в результате своей работы
5.умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;
6.организаторские способности -умение организовать коллективную и индивидуальную деятельность
простота, ясность и убедительность речи- умение увлечь, умение стимулировать детскую активность.
В рамках психолого-педагогической компетентности в организации коллективной деятельности хочется выделить: внедрение деловых учебных игр, дискуссий.
7. управление
психическим состоянием учащихся на учебных занятиях. Это и создание комфортной обстановки и умение видеть
состояние ученика.
Педагогический такт
предполагает:
-уважение к школьнику и
требовательность к нему; (Важно, чтобы эти 2 качества сочетались).
-развитие самостоятельности
учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их
работой; (важно,чтобы
ребята научились максимально
самостоятельно выполнять задания).
-внимательность к психическому
состоянию школьника, способность истолковывать и читать его внутреннее
состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения
(мимика, жесты); умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать
состояние другого человека).
- разумность, и последовательность
требований к ученику;
-доверие к учащимся и
систематическая проверка их учебной работы;
-педагогически оправданное
сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.
8. Одно из важных профессионально значимых личностностных качеств учителя - эмпатичность: "постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека"-
способность
учителя эмоционально откликнуться на проблемы ученика: умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его
позиций.
Главное - понять состояние ребенка, его
настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его
видит, слышит, понимает.
Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. В данном случае партнер-это ученик.
9.Способность к сотрудничеству это
- умение формулировать свою точку зрения,
- слушать и слышать другого,
-выяснять точки зрения своих партнеров,
- разрешать разногласия с помощью логической
аргументации,
- не переводить логические противоречия в плоскость
личных отношений,
- поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу;
- оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается;
-стать на позицию другого
-координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями;
-занимать диалогичную, а не монологичную позицию;
-органически сочетать "ролевые" и "межличностные", деловые и человеческие отношения.
10. Визуальность -внешняя привлекательность учителя, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом.
Внимание
учащихся обращается не только на то, что говорит каждый учитель, но и на
внешнее выражение чувств в мимических и пантомимических движениях.
Приятные манеры поведения помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся.
Основной критерий
сформированности психолого-педагогической компетентности -умение
учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя
личностному развитию ученика.