Рекомендации школьного психолога родителям будущих
первоклассников
Уважаемые
родители!
Физическая и
психологическая зрелость являются тем фундаментом, на котором строится обучение в начальной
школе. Поэтому, если вы хотите, чтобы
Ваш ребёнок был успешен в учёбе, проверьте, достаточно ли у него сформированы
перечисленные ниже качества. Вы ещё можете за оставшиеся пол года до школы
наверстать упущенное или продумать наиболее подходящий
маршрут для обучения вашего малыша.
Ø
Физиологическое
развитие и здоровье ребёнка. Учёба в школе потребует колоссальных
физических сил: рано вставать, проводить пять-шесть часов за партой, где надо подавлять
природную активность, прибавьте к этому отсутствие привычного дневного сна,
домашние задания, посещение кружков и вы поймёте, что здоровье у первоклассника
должно быть очень хорошее. В зависимость от него и надо выбирать маршрут
обучения.
Если у
ребёнка первая группа здоровья - ему по плечу нагрузки классов с максимально
насыщенным учебным планом. При второй группе - необходимо очень внимательно
отнестись к выбору углублённого изучения предметов и дополнительных кружков.
Третья и четвёртая группа здоровья требует ещё более тщательного продумывания нагрузок
для ребёнка. Группу здоровья вы можете узнать в детском садике либо у
участкового врача. Детям с серьёзными проблемами здоровья, гиперактивным и с
речевыми нарушениями лучше подойдут небольшие школы, с наполняемостью классов
10-12 человек.
По
нормативам ребёнок семи лет должен уметь хорошо бегать (
Замечательно,
если к началу школьного обучения малыш будет владеть простейшими навыками игры
в футбол, баскетбол, настольный теннис. Отлично, если ребёнок умеет кататься на
велосипеде, коньках, лыжах, умеет держаться на воде. Все эти занятия являются
прекрасным средством профилактики нарушений осанки и поддержания активного
рабочего состояния.
Ø
Для успешного овладения знаниями ребёнку
необходимо желание учиться. В 7 лет у
детей появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое
более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него
самого, но и для других людей деятельность. Поэтому многие дети приходят в
школу с желанием учиться. Но необходимо
поддерживать мотивацию к учёбе постоянно: беседовать с ребёнком о школе, о том,
что там делают, для чего люди вообще учатся, не забывая, что учёба ещё и труд.
Огонь любознательности разгорается только в том случае, если и дома окружающие
стремятся к знаниям, относятся к
ним уважительно, делятся своими
открытиями и прилагают постоянные усилия чтобы овладеть чем-то новым. Если вашему малышу ещё не будет 7 лет на
момент прихода в школу и ему хочется пока только играть (учебная деятельность
его совсем не привлекает) – лучше немного подождать и пойти учиться на
следующий год.
По новым Образовательным стандартам начальной
школы, которые начинают действовать с сентября 2011 года у детей, идущих в
школу, должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия
(УУД).
Ø
Познавательные УУД :
- ребёнок проявляет
любознательность, задаёт вопросы, касающиеся различных предметов и явлений
(Как? Почему? Зачем?) –
интересуется причинно-следственными связями;
- умеет видеть целое и его части;
- умеет слушать, понимать и пересказывать
простые тексты;
- понимает изображения и описывает их с помощью
изобразительных средств, высказывает своё отношение к увиденному.
- имеет представления о
пространстве (право, лево, верх, низ) и времени (времена года, дни недели,
месяцы).
Желательно уметь
читать по слогам.
Ø
Регулятивные УУД:
- ребёнок
умеет следовать образцу, правилу, инструкции;
- может быть
самостоятелен в различных видах деятельности;
- может доводить начатое дело до конца;
- ориентируется на листе бумаги, имеет
хороший уровень мелкой моторики;
- способен
сдерживать свои эмоции;
- выполняет правила гигиены, ухаживает за
собой (за телом, за одеждой);
- ориентируется в правилах безопасности для
себя и окружающих
Ø
Личностные УУД:
- ребёнок
имеет представления о себе (кто Я – пол, возраст, внешность, имя,
родители, где живу, что люблю делать, что нравится, что не нравится) ;
- положительно к себе относится;
- оценивает свои поступки в соответствии с моральными нормами.
Ø
Коммуникативные УУД:
- ребёнок активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми;
- участвует в совместных играх, принимает
правила игры;
- способен
договариваться с другими, доброжелателен и уважителен к другим;
- умеет слушать и слышать других,
сочувствовать товарищу.
Для развития мелкой моторики
помогут такие занятия как лепка из
теста, глины, пластилина, вырезание ножницами, вязание узлов, вышивание,
вязание на спицах, завинчивание, закручивание, прибивание, приклеивание,
раскрашивание, рисование, перебирание крупы, складывание мозаики, штриховки
картинок.
Если ребёнок левша – не надо его
переучивать во избежание дальнейших осложнений и невротизации ребёнка. Для
подтверждения левшества можно просто понаблюдать за ребёнком, а затем
обратиться к специалисту для уточнения. По возможности стараться развивать обе
руки.
Развитие
психических процессов вы можете проверить уже заранее у специалистов –
психологов.
За
консультацией вы можете обращаться:
- к психологу
вашего дошкольного учреждения
- в районный ППМС
центр по адресу: Отечественная, д.10 (527-07-07), Новочеркасский 59/2